Важным этапом в жизни каждого молодого человека является этап поиска партнёра и создание семьи. Подготовка старшеклассника к семейной жизни
является хорошим подспорьем того ,что его семья не распадётся сразу после
вступления в брак. Существует несколько основных направлений подготовки старшеклассников к семейной жизни:
1. Понимание что такое семья и что существуют роли в семье.
Юноши и девушки должны знать, что семья является системой отношений между родителями, диадой »родители-дети»и отношениями между родственниками жены и мужа .А это значит ,что к выбору спутника жизни
юноши и девушки должны подходить со всей ответственностью и пониманием возможных последствий неправильного, необдуманного
выбора. Здесь определяющим фактором является понимание подростком
чёткой определённости и непротиворечивости прав и обязанностей супругов
и других членов семьи.
2.Воспитание и самовоспитание необходимых для жизни в браке качеств.
Самым главным здесь является формирование личности семьянина и
чувства его любви к окружающим людям, направленность на другого человека, предполагающая умение и желание понимать окружающих людей, учитывать их интересы, вкусы и привычки. Сюда же относится готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к
своему брачному партнёру и будущим детям и ответственности за их
воспитание.
3.Формирование правильных брачно-семейных представлений юношей и девушек.
В этом направлении особое внимание следует обратить на то, что семья является средой жизнедеятельности любого человека. Надо постараться
создать у старшеклассников правильное соотношения любви и влюблённости, любви и брака , и роли влюблённости как причины ранних браков.
Смысловая направленность семейных отношений делится также на три типа:
1.На деятельность (преимущественно трудовую)
2.На взаимоотношения с другими людьми.
3.На себя и на самоудовлетворение.
Как правило, дети воспроизводят смысловую направленность семьи своих
родителей. Поэтому так важен баланс между тремя типами взаимоотношений в родительской семье. Иначе преобладание деловой направленности может
породить семьянина ,который не принимает во внимание чувства других
членов семьи.
Эффективность подготовки юношей и девушек к семейной жизни во многом
зависит от того, какое положение они занимают в родительской семье,
какие права и обязанности они выполняют(покупка продуктов, приготовление пищи, уборка квартиры и т .д.)Родители должны стараться
как можно чаще привлекать старшеклассников к выполнению домашних обязанностей ,просить помочь на кухне, по дому и вовлекать в другие сферы
семейной жизни. Таким образом вы готовите своих детей к будущей семейной жизни.
Теперь остановлюсь на ещё одном важном аспекте – полоролевое воспитание. Мать не должна навязывать дочери своё негативное мнение насчёт мужчин типа «поиграл и бросил», «все мужики добрые пока своего не добьются», «лучше одной ,чем с таким тюфяком как твой отец» и другие подобные высказывания .Отец так же не должен настраивать сына на
то ,что «чем больше сексуального опыта- тем лучше» , или «с кем это ты тоскаешся », «стерпиться-слюбится» и другие подобные замечания т.к. это может исказить представления молодых людей о том,«как выбрать ,чтобы понравилась родителям ,а я как –нибудь приживусь» и отбить всякую охоту ориентироваться на свой вкус и предпочтения .
К сожалению , некоторые родители так же высмеивают выбор своих детей
с кем они дружат(имеется в виду противоположный пол) вплоть до того ,
что сами подбирают пару в женихи-невесты ,причём не учитывая ,что
сын или дочь такой выбор родителей не одобряют.
Очень важным является формирование эталонов мужественности и женственности. Дело в том, что именно в юношеском возрасте у школьников завершается формирование ролевых позиций мужчины и женщины. У девушек резко усиливается интерес к своей внешности и возникает потребность нравиться .У мальчиков на первое место встаёт сила и мужественность, что сопровождается экспериментами в поведении (то грубость ,то откровенность, то замкнутость, то открытость).
Нельзя так же не затронуть мотивы брака :
1.Любовь
2.Духовная близость
3.Материальный расчёт
4.Психологическое соответствие
5.Моральные соображения
Наиболее оптимальным сочетанием психологи считают любовь + общность взглядов.
Это самые крепкие и долговечные союзы .Менее крепкие браки (50% случаев распадаются),заключённые только по любви (прошла любовь-
завяли помидоры), 70% браков распадаются , если созданы только из материальных расчётов( количество денег тоже не всегда устраивает и ищут более состоятельного партнёра).В 80% случаев распадаются браки только из-за того ,что «давно уже пора» ,»по залёту» и ранние браки.
Каждый родитель желает счастья своему ребёнку. А чтобы помочь в этом
детям-старшеклассникам нужна не опека, не упрёки, не наставления.
А всего-навсего наша поддержка, наше соучастие, наши добрые советы, сказанные к месту и по делу.
СОТРУДНИЧЕСТВО - вот основное оружие в руках любящих родителей!!!