Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого подросткового возраста у своих детей.

У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметноhttp://smayli.ru/data/smiles/ludia-2550.gif, для кого-то становится настоящей катастрофойhttp://smayli.ru/data/smiles/ludia-2545.gif.
Ещё недавно послушный и спокойный ребенок http://smayli.ru/data/smiles/ludia-2564.gifвдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающимиhttp://smayli.ru/data/smiles/ludia-2540.gif. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к независимости от взрослых, освобождение от их опеки, контроля.
Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

После относительно спокойного младшего возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идёт быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности.

Основные сложности в общении возникают из-за родительского контроля http://smayli.ru/data/smiles/ludia-2533.gifза поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.
Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, но требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Гипоопека  – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость.
Поэтому, во всём нужно искать золотую середину, не переусердствовать, но и не отпускать ситуацию на самотёк.
Модные пристрастия в одежде, прическе, косметике, манере поведения - только внешняя сторона очень важных психологических процессов, происходящих во время нового общения. Главное, что подросток научается искать свое место в обществе, каким бы оно не было. Он занимает определенное положение в компании, возможно, борется за более высокий статус, поддерживает социальные нормы поведения именно этой компании, защищает ее от посягательств извне - со стороны других компаний, милиции или родителей. Все это в достаточной степени имитирует поведение взрослого человека в обществе, и всему этому подросток учится.

Свобода, которой хотят обладать подростки, не только несет им радость, она также страшит их.
Если не говорить четырнадцатилетним, когда им следует возвращаться домой, это вовсе не обязательно будет воспринято ими как великодушный жест, но, возможно, истолковано даже как равнодушие: “Если им безразлично когда я прихожу, я к ним тоже безразличен”.

Рекомендуется создавать семейные ритуалы (общие ужины, воскресные завтраки, прогулки, путешествия). Очень хорошо приглашать домой друзей подростка, поддерживать доверительные отношения, чтобы подросток чувствовал, что родители в любой ситуации будут с ним.
       Подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Не менее важно и другое - знать своего ребенка. Знать его жизнь, интересы, друзей, характер их взаимоотношений, его радости и обиды, тревоги и заботы. Только зная все это, можно своевременно прийти ему на помощь, когда она понадобится.
Знание своего ребенка поможет вам занять правильную позицию во взаимоотношениях с ним.
При этом очень важно иметь в виду не только индивидуальное своеобразие, но и общие закономерности, возрастную картину развития.